ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ


Разрабатывая Налоговый Кодекс Российской Федерации, наряду с описанием материальных норм налогового права, законодатели достаточно большое внимание уделили описанию так называемых процедурных моментов.

В Конституции Российской Федерации, закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, при этом основным законом государства не создаются условия для нарушения их конституционных прав (в совокупности норм).

Следует учитывать, что только законные действия должностных лиц государственной власти порождают юридические последствия.

В ст. 33 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами и реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.

Традиционно налогоплательщиками выступают физические и юридические лица, статус которых определяется гражданским законодательством.

В соответствии с положениями ст. ст. 82, 87, 89 НК РФ выездная налоговая проверка является формой документального контроля, которая проводится по месту нахождения налогоплательщика в совокупности норм.

Следует отметить, что действительный смысл положений статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть выявлен без учета их системной связи с другими положениями Кодекса, прежде всего с содержащимися в нем требованиями к налоговым проверкам.

Так по смыслу части первой ст. 89 НК РФ во взаимосвязи с п. 1 ст. 91 НК РФ (учитывая, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика)), датой начала выездной налоговой проверки является дата предъявления налогоплательщику (его представителю) решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки по основаниям указанным в п. 9 ст. 89 Кодекса.

При вынесении решения следует учитывать, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и отличается от камеральной налоговой проверки своей углубленностью.

Так после вручения налогоплательщику копии решения о проведении выездной налоговой проверки руководителю проверяющей группы (бригады) рекомендуется рассмотреть технические вопросы, вопросы информационного и организационного характера с руководителем или иными должностными лицами.

В силу п. 3 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Предметом выездной налоговой проверки являются проверяемые налоги. Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@ (ред. от 23.07.2012г.) «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок» в решении о проведении проверки указывается перечень проверяемых налогов либо указывается на проведение выездной налоговой проверки «по всем налогам и сборам». Основным содержанием выездной налоговой проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения, как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения и составляет три предшествующих года.

В силу п. 12 ст. 89 НК РФ ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика. При этом должностные лица налогового органа вправе убедиться в отсутствии помещения для проведения проверки путем осмотра помещений налогоплательщика, используемых для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 91, ст. 92 НК РФ), из буквального прочтения нормы ст. 91 НК РФ следует, что акт подписывается должностным лицом налогового органа и проверяемым лицом. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись. Иное толкование норм приводит к нарушению прав и законных интересов налогоплательщика закрепленных в ст. 21 НК РФ.

Зачастую налоговый орган ограничивается направлением уведомлений и требований о представлении документов.

Соответственно теряется смысл нормы ст. 89 Кодекса, а данные действия нарушают установленную процедуру выездной налоговой проверки.

Наряду с этим, средством реализации целей государства по обеспечению уплаты налогов является налоговый контроль.

А налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции (ст. 82 НК РФ).

В силу подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (относящиеся к предметы проверку).

При этом обязанность представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения в соответствии со ст. 93 НК РФ, достаточно условна, поскольку налоговое законодательство не устанавливает порядок определения этих документов и сведений.

Соответственно, налогоплательщик обязан предоставить только те сведения, которые у него есть в наличии, т. е. для получения которых не надо производить каких-либо дополнительных действий. В противном случае обязанность должна заключаться не только в предоставлении, но и в получении сведений, что налоговым законодательством не предусмотрено и возлагает дополнительные обязанности.

Наряду с этим, статьями 22, 33 НК РФ налогоплательщику гарантирована защита от неправомерных действий (бездействия) налоговых органов, а для налоговых органов установлена обязанность при осуществлении налогового контроля соблюдать нормы налогового законодательства и иных законов Российской Федерации, а также реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов. То есть гарантии прав налогоплательщика обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов.

Таким образом, только законные действия должностных лиц государственной власти порождают юридические последствия.

При этом следует учесть, что верховное положение занимает законодательная власть, поскольку именно она обеспечивает верховенство закона в обществе, о чем указано в части 2 ст. 4 Конституции РФ.

Юридическая компания «Легем» предоставляет предварительную консультацию и оценку перспективы Вашего дела.

Наши адвокаты обладают большим практическим опытом, что позволяет рассмотреть развитие возникшей ситуации и предложить оптимальный вариант решения проблемы.

Звоните по телефонам
(8442) 50-52-39
8-927-510-52-39
или

ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ ОНЛАЙН

и наши адвокаты свяжутся с Вами.

Мы гарантируем Вам квалифицированную помощь и поддержку.

Вверх